Марсельское Таро. История и особенности

Колоды Таро
Эта колода считается самой старой из известных на сегодняшний день. Так ли это? Давайте разберемся с этим вопросом.

С Марсельским Таро связано очень много мифов и непонимания. Эту колоду считают самой древней из всех известных, но это не так.

Марсельское Таро – это целая эпоха в истории карт. Это время, когда карты начинают делить на две большие группы, известные нам сегодня. Именно тогда появились отдельные колоды для игры, а часть колод стала исключительно гадательным инструментом.

Чуть позже они обрели оккультные значения. В них начали искать тайную мудрость и возводить их историю к Египту.

История появления Марсельского Таро

Время появления Марсельского Таро – 18 век. Хочу отметить, что именно этот период истории был настоящим «золотым веком» для Таро. Именно тогда возникла сама идея оккультного Таро.

Марсельское Таро уже было известно, и его действительно печатали в Марселе, в мастерской Николя Конвера. Только «Марсельским» оно тогда еще не называлось.

Город Лион в 18 веке. Считается что здесь появилось первое напечатанное Таро

Если уж быть совсем точным, нельзя не упомянуть о том, что самые первые печатные колоды Таро появились даже не в Марселе, а в Лионе около 1700 года.

Издателем её был Жан Додаль. Но именно Николя Конвера остался в истории как первый издатель Таро.

Как выглядели эти люди и как выглядели изданные ими колоды сейчас установить не представляется возможным. Мне не удалось найти достоверные изображения в открытом доступе.

Он даже написал книгу о издаваемой колоде. Она и в наши дни считается достаточно полным и авторитетным источником знаний о Таро.

Книга «Древнее Марсельское Таро» написанная французским мистиком Полем Марто в 1930 году во многом опирается как раз на исследования Николя Конвера.

Сегодняшняя популярность этой колоды – заслуга Поля Марто. Именно он провел масштабное исследование истории этой колоды и опубликовал его. Из его книги в основном и берут информацию о гадательных аспектах Таро, о раскладах и тех приемах, которые можно при этом использовать для получения лучшего результата.

Так выглядит классическое Марсельское Таро

Название «Марсельское Таро» подарил этим картам Папюс. Впервые оно встречается в его книге «Цыганское таро», изданной в 1889 году.

Это была не одна конкретная колода, а множество колод и карт. Все они были со своими отличиями и вариациями. Именно они были самыми ходовыми и популярными до начала 20 века. А точнее до того момента, когда Артур Уэйт и его помощница Памела Коулан Смит не создали знаменитое Таро Райдера-Уэйта.

Почему в Марсельском Таро такие рисунки

Тут нельзя не упомянуть про стиль и качество карт Марсельского Таро того времени. Это очень интересная история. Каждый, кто берет в руки эту колоду сразу задается вопросом, почему на картах такие примитивные рисунки? Стиль тут действительно своеобразный.

Если называть вещи своими именами, то рисунки можно охарактеризовать как «грубые, без прорисовки деталей и художественных изысков».

Списать это на отсутствие технологии будет ошибкой. Уже в то время создавались такие карты как Тароко Мителли. Разве это не шедевр?


Что же тогда не так с качеством рисунков Марсельского Таро? Сегодня очень распространена версия о так называемом «витражном стиле». Якобы карты эти нарисованы в стиле витражей католических храмов и повторяют их стилистику. Но это не так.

Здесь надо немного отвлечься от темы и рассказать про это чуть более подробно. Всему виной были азартные игры. Дело в том, что в те времена в карты Таро очень активно играли.

На середину 17 века как раз пришелся самый пик игрального Таро, который практически сошел на нет к 18 веку.

Согласно сохранившимся историческим сведениям в 17 веке в Париже действовало почти 4000 игральных домов для азартных игр. Карточных в том числе.

Совершенно очевидно, что новых карт требовалось все больше и больше. Колоды использовались очень активно и быстро изнашивались. Печать и продажа карт превратилась в очень выгодный бизнес. Как и во все времена, прибыльное дело быстро взяло под свой контроль государство. Карты обложили отдельным налогом, а их производство и продажу взяли под особый контроль, чтобы контролировать уплату налогов.

Про это мало где написано, но было удивительное время! Устроиться в типографию печатником можно было только по знакомству или поручительству. Самим печатникам запрещалось покидать район проживания. Они работали строго по лицензии и жили под строгим надзором.

Бумага на которой печатались карты каждый день подсчитывалась уполномоченными чиновниками и только после этого отправлялась на резку в типографию. Но этих мер правительству показалось недостаточно. Чтобы исключить возможность печати карт без налогов и пошлин, власти Франции пошли на крайние меры.

В 1661 году принято решение уничтожить все деревянные матрицы с которых печатали карты. Правительству требовались гарантии, что ни у кого не осталось неучтенных матриц. После этого посадили мастеров резать новые формы, копируя уже отпечатанные карты. Таким образом новые формы были строго учтены и подсчитаны. Но это на бумаге, жизнь внесла свои коррективы.

Как всегда, строгие меры приносят только заботу и головную боль, тем кто работает легально. От черного рынка все это никак не помогло. Какое-то количество неучтенных печатных форм было спрятано и спасено от уничтожения. В результате карты так и продолжили делать подпольно, только теперь приоритетом стало не качество, а скорость.

Карты делались по образцу других карт, напечатанных такими же, сделанными на скорую руку формами.

Так и появился «витражный стиль» – это было быстрее и проще. Гораздо меньше времени занимало если напечатать все схематически и закрасить большую площадь одним цветом.

Прорисовка всех деталей, оттенков и теней требовала много времени и усилий, а это неприемлемо в нелегальном бизнесе. Эстетика карт Таро была поменяна на скорость серийного производства.

Но эпоха игрального Таро уходила в прошлое, наступало время Таро оккультного. И наследием эпохи игрового Таро навсегда останется Марсельское Таро.

Вот такое наследие оставил 18 век в истории карт Таро. Появился новый стандарт карт – Марсельское Таро. Думаю, теперь всем понятно, что это не какая-то конкретная колода, а направление дизайна карт, большая серия разных, но похожих колод с отличиями между ними.

Именно этот дизайн стал классикой.  А Таро уже переставало быть карточной игрой, но оставалось все еще просто картами для гадания.

Частью сакральной системы западной магии оно стало уже позже. Но эта участь была уготована другим колодам.

Структура колоды Марсельского Таро

Традиционно колода Марсельское Таро содержит 78 карт. Они делятся на две группы: 22 Старших Аркана и 56 Младших. Младшие Арканы в свою очередь содержат 16 карт Двора и 40 номерных карт.

Название мастей Младших Арканов знакомо всем, кто интересовался Таро хотя бы немного. Это привычные нам Жезлы (Посохи), Монеты (Пентакли), Кубки (Чаши) и Мечи.

Марсельское Таро Николаса Конвера в современном издании

Фигурные карты каждой масти Младших Арканов содержат изображения Пажа, Рыцаря, Дамы и Короля. В этом заключается одно из принципиальных отличий колоды Таро от игральных карт.

Как вы помните, стандартно колода игральных карт содержит лишь трех персонажей в каждой масти: Валет, Дама и Король.

Номерные карты Младших Арканов не прорисованы. То есть на числовых картах от Двойки до Десятки, указаны числа, соответствующие достоинству карты и символы масти, расположенные в виде определенного узора и украшенные орнаментом.

С Младшими Арканами связана одна любопытная традиция. Колод существует много, но всегда на Двойке Пентаклей размещаются инициалы автора колоды. Последнее время на этой карте можно встретить название издательства.

Например, в колодах от Ло Скарабео (Lo Scarabeo) это правило соблюдается обязательно.

Двойка Монет Марсельского Таро
Двойка Пентаклей в Марсельском Таро

Нумерация Старших Арканов тоже имеет свои особенности. Тринадцатый аркан, (сегодня эту карту называют «Смерть») не имел номера и назывался Безымянным.

Аркан Смерть Марсельского Таро
Безымянный Аркан Марсельского Таро (карта Смерть)

Точную причину этого установить уже невозможно, но есть мнение что это следствие средневековых предрассудков и боязни числа 13. Также есть мнение, что люди старались не произносить слово “Смерть”, чтобы не призывать ее лишний раз. Уж больно легко она в те времена приходила.

В Марсельском таро карта «Справедливость» имеет номер 8, а «Сила» номер 11. На самом деле именно такая нумерация является традиционной исторически.

Поменял местами эти карты Артур Уэйт, когда разрабатывал свою колоду. Для этого у него были свои причины. Но у него колода была уже не просто картами для гадания, а магическим инструментом.

Особенности Марсельской колоды Таро

В этой колоде нет симметрии. На первый взгляд это не всегда заметно, но левая часть карты всегда отличается от правой.

Так же можно заметить, что изображения персонажей Старших Арканов имеют характерные «ошибки», явно имеющие особый смысл, учитывая частоту их повторения.

Внимательный наблюдатель обязательно заметит, что у Шута, у центрального персонажа карты Влюблённые, у персонажей на картах Колесница, Отшельник, Дьявол, Солнце, Суд, персонажа 13 Аркана, а также у падающих из Башни, нарисовано на одной или обоих руках по 4 пальца.

Что это? Небрежность в изготовлении формы для печати или отсылка к нумерологическим значениям и соответствиям? Точный ответ сегодня уже никто не даст.

Другая особенность в характере изображений на Старших Арканах. «Безымянный» 13 Аркан (именуемый сегодня Смерть) в этой колоде символизирует возрождение и делит весь ряд Старших арканов пополам.

Первые двенадцать Арканов рассматриваются как маленькие загадки. Но начиная с 13 Аркана, все карты являются большими загадками.

Подробный обзор колоды

Именно после этой карты на изображениях появляются изображения с облаками, ангелами или небесными символами. Появляется влияние высших сфер.

Исследователи Марсельского Таро

Эта колода вдохновила многих. В наше время интерес к ней ничуть не ослабевает. Наибольший вклад в изучение этой системы внес Алехандро Ходоровски. Он не только выдающийся таролог, но и известный артхаус-режиссёр, композитор, драматург, писатель, психотерапевт, спиритуалист.

В этой колоде определенно есть своя эстетика

Почти всю свою жизнь он посвятил изучению Таро, как системы. Он писал, что собирал коллекцию из колод Таро со всего мира, но только Марсельское Таро сподвигло его на глобальное исследование значений и символизма этой системы.

Его двухтомное издание «Путь Таро» является самой исчерпывающей книгой посвященной Марсельскому Таро на сегодняшний день. Благодаря Алехандро эта колода дошла до нас практически в первозданном виде.

Его ученик Йоав Бен-Дов считает особенным именно Марсельское Таро. Объяснение своей точке зрения он дает очень интересное:

«Силу Таро составляют три фактора: структура мастей, общий символизм (Маг, Дьявол, Звезда…) и детали иллюстраций, которые развивались на протяжении столетий. В современных колодах обычно присутствуют первые два.

И лишь Марсельское Таро сохраняет все три. Вот почему оно такое сильное и при этом тонкое. Новые колоды на первый взгляд более доступны и заманчивы. Но они плоские.

С Марсельским Таро, когда ты складываешь карты вместе, ты можешь увидеть историю, можно часами вглядываться в них и получать новые озарения, каждый раз на более глубоком уровне. И этот процесс нескончаем, они потенциально бесконечны, как сама жизнь».

В своих исследованиях он придает очень большое значение цветовой гамме рисунков. Им даже издана колода Марсельского Таро в которой устранены все неточности и все восстановлено максимально близко к первоисточнику.

Где купить Марсельское Таро

Вариантов много. Эта колода совсем не редкая и найти ее можно как в книжных, так и в эзотерических магазинах.

Конечно же, она всегда есть в наличии в нашем интернет-магазине “Марусин Домик”. При чем в нескольких вариантах издания. Можно найти ее в стандартном размере, в мини-формате и в люксовом варианте издания.

Переходите по ссылке и выбирайте то, что вам больше нравится. Доставим любым удобным способом и у вас появится возможность прикоснуться к истории Таро.


Что бы узнать про карты Таро, их историю и способы работы с ними подписывайтесь на канал Магический мир в Телеграм

Александр Эвинсон

Практикую Таро более 10 лет.
Изучаю историю карт Таро, их практическое и магическое применением.
Гадаю, консультирую, разбираю ситуации.
Мастер рун. Делаю руны и работаю с ними.

Оцените автора
( 6 оценок, среднее 4.33 из 5 )
Магический мир
Добавить комментарий

  1. Павел Бажанов

    К сожалению, автор выбросил из истории Таро, целый век. Дал кучу неверной информации. Он забыл о Жане Нобе и Жаке Виевилле, о картах и стиле Безансон. Все это было до того как Николас Конве выпустил в середине 18 века свою колоду. А где же упоминание о Франсуа Чоссоне и Джозефе Чаффорде. Семейство Туркати начало печатать Таро в Марселе в начале 18 века, до этого в Марселе печатали только игральные карты. Историки считают, что карты Додаля, это карты выпущенные Туркати под псевдонимом на экспорт, как вынужденная мера, диктуемая законами того времени.

    Что касается названия марсельское Таро, оно было впервые упомянуто в работах и докладах Ромена Мерлина в 1855 и 1856 годах. То что Папюс упомянул это название в своей книге, кануло бы в лето, если бы не книга Сильвии Манн ” Коллекционирование игральных карт” 1966г. Она писала – : «Таро де Марсель», единственная итальянская колода, используемая во Франции, главным образом вдоль восточных границ страны и вдоль юго-восточного побережья. Колоду, как правило, называли «Таро де Марсель», хотя известно, что другие подобные, ранние колоды возникали в таких отдаленных местах, как Дижон, Страсбург, Лион, Безансон и т.д.» С этого времени название Марсельское Таро вошло в нашу жизнь.

    Ответить
    1. Александр Эвинсон автор

      Спасибо за уточнение! Но такой информации я не встречал в доступных мне источниках. Если укажете, где именно можно про это прочитать, буду весьма признателен!

      Ответить