Пустая руна в Старшем футарке

Скандинавские Руны
Про пустую руну много слухов и домыслов. Откуда она появилась и что означает. Разберемся в этой статье.

В руническом ряду Старшего футарка очень много спорных моментов и разночтений в трактовках. До сих пор идут споры о правильном произношении названий рун, их правильной трактовке и магическом применении.

Но нет более дискуссионной темы, чем пустая руна. Иногда ее называют двадцать пятой руной, иногда руной Одина или руной Вирд. Кто-то убежден, что рунический строй содержит 24 символа и этого хватает в полной мере для описания картины мира. Кто-то пытается доказать, что рун на самом деле 25 и Пустая руна имеет право на существование, а также дает много дополнительной информации.

Вписывается ли пустая руна в футарк?

Я долго изучал что, а главное – кто, пишет про этот символ. Собрал сведения из разных источников и дополнил их своим опытом взаимодействия с рунами. И теперь хочу поделиться с вами всем, что известно про пустую руну. Ну а в конце подведем итог и сделаем соответствующие выводы.

Структура Старшего Футарка

Начнем с самого начал и вспомним про документально подтвержденные дошедшие до нас сведения о рунах.

Рунический строй Старшего Футарка — это 24 символа , записанные в строгой последовательности. Про эту последовательность у меня есть отдельная статья, но некоторые моменты напомню еще раз.

Рунический строй из 24 рун делится на три атта по восемь рун. И это деление имеет глубокий смысл. Само слово «атт» происходит от старонорвежского «род», «семья» или чего-то подобного (я не лингвист, но думаю смысл понятен). Каждая группа символов внутри Старшего Футарка имеет определенную последовательность и вписывается в мифологическую основу.

Когда-то мне попался труд Елены Ароновны Гуревич. Она доктор филологических наук, известный историк со специализацией по скандинавской культуре. Сейчас ее уже к сожалению нет с нами, но монографии и публикаций на тему эддической поэзии доступны всем желающим.

Титульная страница из книги

Вот что она писала по поводу Старшего Футарка в «Словаре средневековой культуры». Статья называется «Руны, Руническое Письмо». Хоть она и написана несколько сухим, академическим языком, приведу здесь ее фрагмент полностью:

«В то время как отдельные руны имеют прототипы в письменности других народов, рунический ряд в целом совершенно уникален. Необычность рунического ряда заключается не только в ни с чем не сопоставимом расположении знаков в алфавите, но и в его способности функционировать в качестве самостоятельного образования — футарка. Об этом свидетельствует особый тип рунических памятников – надписи, содержащие футарк. Факт наличия таких надписей нелегко объяснить.

Попытка «реалистов» истолковать их как «наглядные пособия», изготовленные в целях обучения рунному письму плохо согласуется с характером предметов, на которые они наносились: это — погребальные (в том числе внутримогильные камни и амулеты-брактеаты). Сторонники «магической теории», напротив, видят в практике изображения рунического ряда мобилизацию всех сверхъестественных сил, приписываемых отдельным рунам, что, однако, не проливает свет на не имеющее аналогий расположение самих этих знаков в ряду. Наиболее убедительное объяснение устройства рунического ряда – гипотеза о том, что расположение рун в футарке подчинено определенному лингвистическому замыслу.

Как свидетельствуют древнейшие изображения футарка, старший рунический ряд был разделен на три равные части («семьи») по 8 знаков в каждой, названные по возглавлявшим их рунам «семьями» Фрейра, Хагаля и Тюра. Расположение гласных и согласных в руническом ряду следует некоторым числовым закономерностям: в каждой из «семей» футарка содержится по 2 гласные и по 6 согласных букв, причем последние гласные в «семьях» разделены равным промежутком в 9 рун. Число согласных, помещенных между обеими гласными в каждой из «семей» возрастает в прогрессии 1—2—4 и соответственно убывает число согласных, стоящих после последних гласных в «семьях» (4—2—0).

Кроме того и качественный состав «семей» футарка подчинен определенным закономерностям: так, в каждой из них оказывается по одной лабиальной согласной (f, p, b) и по паре шумных, противопоставленных по глухости/звонкости (k-g, s-z, t-d). Сложное и продуманное устройство рунического ряда по сути представляющего собой модель фонологических отношений языка, не оставляет возможности для случайности или стихийного формирования древнегерманского алфавита. Неведомый изобретатель футарка продемонстрировал в своем творении высокий уровень владения звуковой формой языка, что было в равной мере свойственно как мастеру рунического письма, так и древнескандинавскому поэту-скальду.»

Я всегда говорил, что Старший футарк – логичная и продуманная система. Теперь еще и привел отрывок из труда уважаемого ученого. Рунами пользовались многие поколения магов, воинов и скальдов. Эти люди хорошо понимали магическую сторону жизни и умели наладить связь с богами. При этом, ни какого упоминания про Пустую руну от них не сохранилось.

Откуда взялась пустая руна

Считается, что идеи добавить в Старший футарк пустую руну принадлежит Ральфу Блюму. Его книги появились в русскоязычном пространстве еще в 90-е годы прошлого века. Тогда доступной информации по этой теме практически не было и его книги зашли на “ура”.

Самая популярная его книга носит название «Книга рун. Руководство по пользованию древним Оракулом. Руны викингов». Не совсем понятно, почему именно викингов. Ответ тут лежит скорее в области маркетинга, нежели в области исторических исследований. Могу предположить, что с таким названием книга гораздо лучше продавалась.

В более поздних изданиях название сократили

Именно в этой книге впервые описана так называемая “пустая руна”. Приведу короткую цитату:

«Более поздним нововведением стала Пустая Руна, Руна неведомого, которая символизирует присутствие Божественного во всем, что происходит. Вместе с нею получается двадцать пять Рун, которые и составляют «Книгу Рун.»

В “Книге рун” Блюм делится историей своего знакомства с рунами. И даже дает описание своего первого рунического набора:

«Одновременно с этим набором Рун ко мне попали два непронумерованных листочка-ксерокопии. К двадцати четырем изначальным рунам была добавлена Пустая Руна, истолкованная как «Путь кармы: то что предопределено – изменено быть не может. Суть предначертанного сокрыта богами»…

В книге он дает также описание своей работы с рунами, делится тем, как ему удалось создать свою систему толкования значений рун и рунических раскладов. Можно по-разному относиться к его системе. В ней есть как свои плюсы, так и минусы. Но суть ее в том, что он задавал вопросы рунам и они ему давали на них ответы. В том числе и пустая руна.

Если внимательно проанализировать его труды, становится очевидным, что двадцать пятая руна уже была в его наборе. То есть он не сам ее придумал, а прочитал о ней в некой инструкции. И она уже имела определенные значения.

Получается, что или Блюм где-то прочитал про пустую руну и решил развить эту идею, или просто-напросто придумал ее сам. Как и многое в своей книге.

Ясно одно, Ральф Блюм придумал свою систему гадания. При этом он использовал материал, который был известен до него. Придумал не с нуля, взял за основу тот материал что был до него. При этом система Ральфа Блюма хоть и похожа на Старший Фурарк, на самом деле очень сильно от него отличается. Хотя бы одним только введением 25 руны.

Получил ли Блюм откровение от Высших Сил, придумал ли все это сам – сейчас выяснить уже невозможно. Но зато возможно провести четкое разграничение между классическим Старшим футарком из 24 рун и оракулом Ральфа Блюма из 25 рун.

Нужна ли пустая руна в Старшем футарке

Теперь когда мы разобрались с происхождением и структурой футарка и узнали откуда появилась пустая руна, самое время ответить на главный вопрос. А нужна ли вообще эта пустая плашка в руническом наборе?

Мнения здесь разнятся. Я же считаю Пустую руну абсолютно бесполезной по целому ряду причин.

Во-первых, в нее вкладывают такие глубокие философские смыслы и значения, о которых древние народы севера даже ни когда не задумывались. Нет этому ни одного документального свидетельства. А значит в четкие и логичные значения рун при трактовке расклада приходится в буквальном смысле “вкорячивать” все эти размытые философские значения.

Второй очень спорный момент связан с приписываемыми ей значениями. Ведь все это прекрасно показывают другие руны. Например, на тайное и сокрытое нам указывает руна Перто. На обман, умалчивание, морок и двусмысленность указывает руна Ансуз в перевернутом положении. И это я еще не говорю про всевозможные сочетания двух или трех рун. Они могут обозначить намек на любую тайну мироздания.

Нужна ли пустая руна?

Да и само название этой руны вызывает вопросы у любого, кто знаком со скандинавской мифологией. Очень часто ее называют руной Одина. Тут мне сразу хочется спросить: а как же Ансуз? Разве это не руна Одина? Так зачем нам еще одна?

Называя пустую руну руной Одина стараются придать ей ореол неизвестности судьбы и воли богов. Но вот только согласно мифологии не Один распоряжается судьбами, а Норны. Один сам обращался с вопросами о будущем к вёльве и получал ясные ответы, а не вот это вот «будущее сокрыто». 

Видео из цикла “рунические беседы”

Встречается и другое название – руна Вирд. Здесь тоже есть очевидный ляп. Вирд — англосаксонское слово, а рунический футарк — древнегерманский. Это разные эпохи и разные культуры. Одним словом – сова, натянутая на глобус.

Теперь вы знаете про пустую руну практически все, что можно прочитать в интернете. Использовать ее в своей практике или нет, каждый решает сам.

Я делаю рунические наборы на заказ и всегда кладу пустую руну. Это не значит, что я считаю ее необходимой для работы с этой магической системой. Для меня это запасная плашка, на тот случай если одна из рун потеряется. Кстати, просто так руны из набора не теряются, это всегда указание на что-то важное. Но это уже совсем другая история.


Канал Магический мир есть в Телеграм. Присоединяйтесь прямо сейчас и узнаете больше о рунах, картах Таро и магии в современном мире.

Александр Эвинсон

Практикую Таро более 10 лет.
Изучаю историю карт Таро, их практическое и магическое применением.
Гадаю, консультирую, разбираю ситуации.
Мастер рун. Делаю руны и работаю с ними.

Оцените автора
( 8 оценок, среднее 5 из 5 )
Магический мир
Добавить комментарий