Освальд Вирт. Таро магов

Колоды Таро
Чем знаменит один из основателей французской школы Таро? Оккультист, масон и создатель Таро Магов.

Освальд Вирт – личность очень незаурядная, но не такая известная, как, например, Артур Эдвард Уэйт или Алистер Кроули.

А ведь он сделал огромный вклад в формирование Таро как системы, и даже разработал собственную колоду с очень глубоким символизмом.

Но обо всем по порядку.

Что говорит Википедия про Освальда Вирта

На родном языке (французском) его имя пишется как Oswald Wirth, а его полное имя Жозеф Поль Освальд Вирт.

Прожил он достаточно долгую и насыщенную жизнь, скончавшись в возрасте 82 лет 9 марта 1943 года. Официально он был художником, но войти в историю ему удалось благодаря совсем другой деятельности.

Создавал он не только картины (которые, кстати, так его и не прославили). В историю его имя вписано благодаря участию в создании Каббалистического Ордена Розы и Креста и, конечно, знаменитой оккультной колоды Таро.

Если заглянуть в Википедию, то можно найти про него вот такую короткую заметку:

Вирт, Освальд, Йозеф Пауль

Joseph Paul Oswald Wirth, (1860 — 1943) — швейцарско-французский оккультист, создавший под руководством Станисласа де Гуайта первую оккультную колоду старших арканов Таро, представитель школы Элифаса Леви.

Автор книги и цикла статей о картах Таро, интересовался также месмеризмом, масонством, розенкрейцерством и участвовал в деятельности организаций, развивавших эти направления.

Колода и книга Вирта были неоднократно переизданы на разных языках и использовались многими оккультистами для разработки собственных тарологических учений.

Впечатляет, не правда ли? К сожалению хорошей его фотографии на просторах интернета найти не удалось.

Зато про его жизнь сохранилось много сведений, так что у нас есть прекрасная возможность дополнить сухие строки Википедии яркими красками описаний его жизненного и творческого пути.

Краткая биография

Будущий розенкрейцер и масон родился около 9 часов утра 5 августа 1860 года в Швейцарии, а если быть точнее, то в небольшом городке Бриенцe, расположенном на берегах Бриенцского озера.

Подробности его биографии весьма интересны и определённо заслуживают внимания.

Детей в семье было много, у Вирта было три брата. Но войти в историю получилось только у него. Двое его братьев умерли еще в младенчестве. Третий брат, Эдвард, погиб в бою в 1894 году.

Была у него и сестра. Звали ее Элиза, она родилась в 1875 году и была младше Освальда на целых пятнадцать лет. С ней у него всю жизнь были теплые, дружеские отношения.

Родители Освальда Вирта были родом из Эльзаса, европейского территориального образования, которое сегодня относится к Франции.

Так выглядит сегодня Эльзаса — родина родителей Освальда Вирта

Отец будущего мага, Йозеф Пауль Эдуард Вирт, был участником провалившегося восстания 1848 года, в ходе которого был ранен. После, отсидев в тюрьме, решил эмигрировать вместе с женой в Швейцарию.

Отец Вирта был художником, и с раннего детства начал давать юному Освальду уроки рисования. Но вскоре у мальчика проснулись и другие интересы. В возрасте 13 лет ему попалась книга о месмерическом целительстве.

Освальд был на столько впечатлен, что тут же решил опробовать это искусство на приятеле. Возможно именно этот момент и стал поворотным в его биографии.

Родители Освальда Вирта были ревностными католиками и готовили сына для богословского служения. Его отдали учиться в католическую школу Сен Мишель де Фрейбург. Но в это время его уже во всю захватил таинственный мир эзотерических знаний.

В 1879 году он попадает в Париже, где знакомится с «Магнитотерапевтическим обществом», возглавляемым бароном де Поте (1796 — 1881) и начинает там учиться.

Но в том же году умирает его мать, и Вирт отправляется в Лондон. Там он три года работал продавцом книг и познакомился с магнетизером Адольфом Дидье, автором книги «Животный магнетизм и лунатизм».

Книготорговля показалась молодому человеку достаточно скучным и малоприбыльным делом и в 1882 году Освальд Вирт возвращается во Францию, чтобы поступить на военную службу.

Это ему вполне удается, и он проходит ее в 106-м пехотном полку, дислоцированном в Шалонсюр Марн на западе страны. Но интерес к оккультным наукам во время службы в армии никуда не делся.

28 января 1884 года Освальд Вирт был посвящен в регулярной масонской ложе шотландского устава La Bienfaisance Châlonnaise, входящей в состав Великого Востока Франции.

Его работа в ложе была оценена по достоинству и 27 июня 1885 года он становится Мастером Ложи, а немного позже и Секретарем.

Кстати, если вам интересно почитать о терминологии масонов, у меня есть про это целая статья.

В 1889 году он присоединился к Ложе «Труд и истинные друзья» (Travail et les Vrais Amis Fidèles) шотландского устава, где стал уже Великим Мастером.

Работа над Таро

В армии Освальд Вирт задержался ненадолго. Уже в 1886 году он вышел в отставку и полностью посвятил себя целительству по Месмеру, продолжая при этом изучать эзотерические теории и учения.

Вскоре его заметил маркиз Станислас де Гуайта, молодой аристократ, увлекавшийся оккультизмом и магией, последователь знаменитого Элифаса Леви. Эта встреча в корне изменила его жизнь.

Обстоятельства первой встречи были необычные, и даже мистические, о чем Вирт сам рассказал в своих мемуарах.

Вскоре Де Гуайта назначил его своим личным секретарем и вместе они учредили Каббалистический Орден Розы и Креста. Шел 1888 год.

Чуть позже де Гуайта, знавший о художественном таланте Вирта, предложил ему участвовать в одном очень значимом проекте.

Речь шла об издании первой оккультной колоды карт Таро. Возникает вопрос, почему первой? Карты Таро к этому времени получили уже очень широкое распространение.

Но это должна была быть особая колода, которая бы следовала традициям Элифаса Леви. В ней по замыслу, должны были воплотиться самые передовые идеи западного эзотеризма.

И вот здесь необходимо прервать рассказа и дать небольшую историческую справку.

Таро в Европе 18 века

В этот период времени в карты играли. В них не искали тайные смыслы и не связывали с мистическими учениями.

Таро уже было известно, но использовалось в основном именно для игры. При этом, Таро было очень распространено в некоторых странах Южной Европы.

Первым, кто усмотрел эзотерический смысл в Таро был известный французский масон и историк Антуан Кур де Жебелен.

Его идеи поддерживали и развивали Эттейлла, Элифас Леви и Поль Кристиан. Но лишь Эттейлла нашел возможность издать полную колоду из 78 карт, «исправленных» в соответствии с новым пониманием Таро.

Но при этом не все было так гладко. Традиция Эттейллы развивалась больше в сторону коммерческого гадания на картах, чем высокого оккультизма. По этой причине его колоды в кругу маркиза де Гуайта в расчет не принимались.

Главной идеей было создать такое Таро, в котором гадательный аспект уходил бы на второй план. Рисунки на картах должны были воплощать и визуализировать идеи Каббалы, нумерологии, алхимии, месмеризма и масонского символизма.

В общем, тут должно было быть все, из чего складывался «просвещенный» французский оккультизм конца XIX столетия.

Книги и Таро Освальда Вирта

Эта задача была возложена как раз на Освальда Вирта, и он отлично с ней справился. В своей работе Вирт во многом следовал Марсельскому Таро, но внес в него значительные изменения, добавив в карты оккультную символику.

Его первая колода была издана в 1889 году тиражом 350 экземпляров и называлась Les 22 Arcanes du Tarot Kabbalistique. В переводе это означает «22 Аркана Каббалистического Таро».

Книга и Таро Освальда Вирта

На каждой колоде было указано, что карты «нарисованы Освальдом Виртом по указаниям Станисласа де Гуайта для использования посвященными».

Буквально сразу Папюс использовал это Таро в качестве иллюстраций к своему знаменитому труду Le Tarot des Bohеmiens («Цыганское Таро»). По мимо всего прочего, он включил в книгу «Эссе об астрономическом Таро» — небольшую статью Вирта, в которой впервые были изложены его идеи о структуре Старших Арканов и об их связи с астрологией.

В 1897 году де Гуайта, ставший близким другом, наставником и покровителем Вирта, умер.

Спустя некоторое время их общие друзья помогли Вирту получить должность библиотекаря во французском Министерстве колоний.

Вирт искренне считал, что всем обязан был Станисласу де Гуайта.

Он писал о нём:

«Знакомство со Станисласом де Гуайтой стало для меня главным событием. Он сделал меня своим другом, своим секретарём и своим сотрудником. Его библиотека была в моем распоряжении. Гуайта потрудился во мне образовать стиль, меня обтесывать литературно.»

Со смертью де Гуайта оккультная карьера Вирта не закончилась. Он продолжал изучать масонство, практиковать магнетическое целительство, изучать оккультные науки и создал свои самые знаменитые произведения.

Серию статей под названием Us Arcaucs du Tarot («Арканы Таро») была опубликована Виртом в 1911 году в журнале «Люмьер масоник». Для этой публикации он заново нарисовал все 22 Старших Аркана. В 1920­-х годах Вирт также издает ряд работ о символизме и Посвящении.

Это была подготовка к его главному труду — большой иллюстрированной книге о Таро.

И вот, в 1926 выходит колода под названием «Таро средневековых рисовальщиков». Она состояла только из Старших Арканов и была издана в необычном формате. Это были 11 листов с новыми картами, по 2 карты на лист.

Главным отличием этих карт от предыдущей версии была рамка с узорами и золотой фон. Изменились цвета и многие детали рисунков.

Кстати, узоры рамки были не просто узорами, а содержали соответствующие карте буквы иврита и других древних алфавитов. Это была уже вторая версия колоды Таро от Освальда Вирта.

Таро Магов

Через год в Париже вышла книга с аналогичным названием. Карты все на тех же на 11 листах прилагались к части тиража в специальных кармашках задней стороны обложки. В книге были воспроизведены все 22 карты Старших Арканов, но в виде черно-белых рисунков.

Что интересно, некоторые из них отдельными элементами отличались от карт: например, кожа Дурака — черного цвета, на карте Солнце у близнецов появилась лира.

Главным отличием этих карт от предыдущих изданий была узорная рамка и золотой фон. Все 22 Старших Аркана в книге представлены не только в виде традиционных карт Таро, но и в виде простых символических рисунков (идеограмм).

Также Вирт включил в книгу собственные рисунки карт предполагаемого «астрономического Таро» и наброски некоторых карт из разных исторических колод.

В русском переводе эта книга известна под названием «Таро магов».

В этом же, 1927 году Вирт отошел от дел. За всю свою жизнь он так и не был женат, жил вместе со своей сестрой Элизой.

Спустя несколько лет, в 1931 году он еще раз вернулся к теме Таро. Под его авторством была издана книга «Introduction a l’etude du Tarot» (Введение в изучение Таро).

Это была скорее даже брошюра представлявшая сжатый пересказ «Таро средневековых рисовальщиков».

В то время Освальд Вирт уже давно был членом Верховного Совета Древнего и общепринятого Шотландского устава. Он часто критиковал своих собратьев по ложе за пренебрежение ритуалами и призывал чтить идеалы масонства.

Им написано множество книг на французском языке о масонстве. Среди них три работы, посвященные первым трем ступеням масонского посвящения.

Вторая мировая войны застала Вирта на отдыхе в Арденнах на юге Франции. К тому времени он был уже стариком и дожить ему было суждено лишь до 1943 года. Вирт умер в городке Вьен, что к югу от Лиона.

Элиза писала его друзьям: «Ваш старый Мастер покинул нас 9 марта в 11 часов — тихо, без потрясений, как и подобает Мудрецу девятого Аркана».

Это было отсылкой к тому, что в образе Отшельника Таро он представил самого себя в старости.

Освальд Вирт похоронен на кладбище Mouterre­sur­ Blourde к югу от Пуатье.

Таро Освальда Вирта

Не смотря на уход из жизни самого Освальда Вирта, созданная им колода Таро становилась только популярнее.

Так, в 1960 году колода 1926 года издания была скопирована неким Георгом Александером ­­ с сохранением авторской монограммы (буквы O и W), но без узорных рамок на картах.

А позже, уже эта колода, назвать которую можно не иначе как «Таро Александера» была в 1969 году использована известной швейцарской преподавательницей йоги Элизабет Хайх для ее книги «Tarot, die 22 Bewusstseinsstufen des Menschen» (Таро: 22 ступени человеческого сознания).

В 1966 году в Париже была переиздана книга Вирта «Таро средневековых рисовальщиков». Как и в издании 1927 года, к ней прилагались 22 карты, якобы нарисованные самим Виртом. На самом деле в этом издании Таро от оригинала осталось очень немногое, разве что общие очертания фигур.

К сожалению, изменения были не в лучшую сторону. Изящный шрифт подписей был заменен нечитаемым готическим, золотой фон ­­заменили на медный. Исчезли узорные рамки. Приятные глазу приглушенные цвета стали, слишком яркими и кричащими.

Да и сами рисунки карт были зачем-то стилизованы под гравюры на дереве. Скорее всего для придания им «средневекового» вида.

В тексте книги Старшие Арканы иллюстрированы теми же новыми картами, только в контрастном черно-­белом варианте.

В 1976 году швейцарское издательство AG Muller выпустило «полную колоду Таро Освальда Вирта» из 78 карт, добавив к картам 1966 года Малые Арканы. 56 новых карт были созданы заново на базе Марсельского Таро, но со множеством неточностей и искажений.

Вот такая колода представлена на сайте издательства

К сожалению, эта колода не отражает исторической достоверности трудов Освальда Вирта, но это не мешает ее успешным продажам в Европе и США.

Надпись на коробке гласит, что это: «Оригинальная и единственная авторизованная колода Таро Освальда Вирта», что конечно же не соответствует истине.

Публикации на русском языке

Если вы хотите лично ознакомиться с трудами Освальда Вирта, то вполне возможно найти следующие книги:

  • Книга ученика. Руководство для посвященных в I­ степень Братства Вольных Каменщиков. По Освальду Вирту с разрешения автора. Издание на правах рукописи — Париж: 1937г
  • Вирт Освальд. Таро Магов. М.: Экслибрис, 2002.
  • Вирт Освальд. Книга Ученика. М. Артком медиа. 2017. Вирт Освальд. Таро Магов, или Таро Средневековых рисовальщиков. MagicKniga. 2019.
Александр Эвинсон

Уже более десяти лет:
Изучаю история карт Таро и их практическое применение в современном мире. Гадаю, консультирую, разбираю ситуации.
Делаю руны и работаю с ними. Практика и теория рунической системы.

Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Магический мир